Обзор основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающих в силу с 1 июля 2018 года
- Заказчики будут вправе проводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в электронной форме
Как указано в п. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ (далее — Закон N 504-ФЗ)), заказчики с 1 июля 2018 года вправе проводить в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок. В силу этой же нормы с 1 января 2019 года заказчики не вправе проводить названные процедуры не в электронной форме.
Однако в силу п. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) указанные правила не распространяются на:
— запрос котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75 Закона N 44-ФЗ);
— запрос котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 76 Закона N 44-ФЗ);
— предварительный отбор в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (ст. 80 Закона N 44-ФЗ);
— запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (ст. 82 Закона N 44-ФЗ);
— закрытые способы определения контрагентов (ст. 84 Закона N 44-ФЗ);
— закупки у единственного контрагента (ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
— закупки в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111 Закона N 44-ФЗ);
— закупки на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии со ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года, электронные процедуры будут проводиться на электронных площадках их операторами. Такие операторы будут определены Правительством РФ. Также Правительство РФ вправе установить, что операторы вправе взимать плату за:
— участие в электронной процедуре с ее участника и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или)
— проведение электронной процедуры с заказчика.
При этом согласно ч. 10.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля 2018 года, до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством РФ в соответствии со ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, закупки путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. Ранее установленный порядок функционирования таких площадок сохраняется.
- Предусмотрен единый порядок заключения контракта по результатам всех конкурентных электронных процедур (в том числе для электронного аукциона)
С 1 июля Закон N 44-ФЗ будет дополнен ст. 83.2, регулирующей порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Главными отличиями этого порядка от имеющихся в настоящее время являются:
— возможность направить протокол разногласий, но только 1 раз (ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ);
— признание «второго» участника электронной процедуры, с которым заключается контракт при уклонении победителя, уклонившимся от заключения контракта, если он вовремя не предоставил обеспечение исполнения контракта или не подписал проект контракта, если до этого такой участник выразил желание заключить контракт.
- Участники закупок должны будут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи
В п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) предусмотрено подписание электронных документов, предусмотренных этим Законом, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Как указано в ч. 5.5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ), участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей с 1 июля 2018 года. В силу ч. 5.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) обеспечение остальных участников контрактной системы (за исключением участников закупок) квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей осуществляется Федеральным казначейством до 31 декабря 2018 года.
Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы (за исключением участников — иностранных лиц) создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (ч. 2 ст. 5 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)).
- Годовой объем закупок, осуществляемых в 2018 году путем проведения запроса котировок и (или) запроса котировок в электронной форме, не должен в совокупности превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 100 млн рублей
Такое положение предусмотрено ч. 45 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года.
- Изменится срок направления заказчиком информации в реестр контрактов
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) заказчик будет обязан направлять в Федеральное казначейство перечисленную в этой норме информацию в течение 5, а не 3 рабочих дней с даты заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки товаров, работ, услуг.
Кроме того, с 1 июля 2018 года утратит силу ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой информация об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта.
Таким образом, информацию об изменении и расторжении контрактов заказчик будет обязан направлять только в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с даты изменения или расторжения контракта.
- В реестр контрактов нужно будет вносить почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя)
Соответствующие изменения внесены Законом N 504-ФЗ в п. 7 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
- Изменится срок направления в РНП сведений об участнике, с которым заключается контракт как с единственным контрагентом по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры
Как указано в ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ), если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.п. 24, 25 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик направляет в ФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) информацию об этом участнике, а также документы, свидетельствующие об уклонении контракта, в течение 3 рабочих дней с даты признания его уклонившимся от заключения контракта.
Сейчас информация о таком участнике должна быть направлена в ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта. Кроме того, в настоящее время в такой ситуации в ФАС России требуется направлять выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения контрагента, заявке или предложению которого присвоен второй номер.
- Результаты отдельного этапа исполнения контракта будут включаться в отчет о его исполнении только в случаях, указанных в Законе N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) заказчик должен отражать в размещаемом в ЕИС отчете результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд рублей.
- Появятся случаи изменения плана-графика за 1 день до закупки
Как указано в ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ), внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения о закупке, осуществляемой:
— при признании конкурентной процедуры определения контрагента несостоявшейся в соответствии с ч.ч. 2, 4 — 6 ст. 55, ч. 4 ст. 55.1, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 2 ст. 82.6, ч. 19 ст. 83, ч. 27 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ;
— у единственного контрагента на основании ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом названные закупки нельзя будет осуществлять ранее размещения в ЕИС изменений, внесенных в план-график.
- В ЕИС появится реестр участников закупок, однако участвовать в электронных процедурах могут лица, получившие аккредитацию на электронной площадке в порядке, который сейчас действует для электронных аукционов
С 1 июля 2018 года в ЕИС будет содержаться единый реестр участников закупок (п. 6.1 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)). Однако вестись этот реестр будет только с 1 января 2019 года (ч. 46 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)).
В единый реестр участников закупок будут вноситься сведения и документы об участниках, зарегистрированных в ЕИС (ч. 1 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)). Такая регистрация также начнется с 1 января 2019 года (ч. 48 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)). Без нее участники, ранее не аккредитованные на электронных площадках, не смогут участвовать в электронных процедурах закупок.
При этом для участия в любых электронных процедурах закупок с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года участники должны получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, который сейчас действует для электронных аукционов (ч. 49 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)). Информация о таких участниках вносится в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Участники, получившие аккредитацию на площадках до 1 января 2019 года, обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно (ч. 47 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)). Таким участникам для участия в электронных процедурах регистрация в ЕИС не требуется по 31 декабря 2019 года включительно (ч. 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ)).
- Не нужно будет предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) заказчик будет обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5 млн рублей, если иное не установлено Правительством РФ.
Правительство РФ в своем постановлении от 12.04.2018 N 439 понизило предусмотренный ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ предел до 1 млн рублей.
Размер обеспечения заявки в силу ч. 16 ст. 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) должен будет составлять :
— от 0,5% до 1% НМЦК при НМЦК 5 — 20 млн рублей;
— от 0,5% до 5% НМЦК при НМЦК более 20 млн рублей. При этом если закупка осуществляется в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ, а участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов, размер обеспечения не может превышать 2% НМЦК.
Отметим, что новая редакция ст. 44 Закона N 44-ФЗ не дает ответа на следующие вопросы:
1) каков размер обеспечения заявки на участие в торгах при НМЦК от 1 до 5 млн рублей?
2) вправе ли заказчик установить требование об обеспечении заявки на участие в торгах, если НМЦК не превышает 1 млн рублей?
- По 30 июня 2019 года включительно заявки на участие в торгах в электронной форме обеспечиваются только путем внесения денежных средств
На это указано в ч. 52 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля 2018 года.
При этом при проведении электронных торгов согласно ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством РФ. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с БК РФ к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
- На казенные учреждения требование об обеспечении заявок на участие в торгах распространяться не будет
В силу ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) требование об обеспечении заявки на участие в определении контрагента в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок.
- Заказчик сможет привлекать специализированную организацию для проведения любых закупок
В силу ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению контрагента. При этом в данной норме больше не содержится указание на какие-либо способы закупки.
Напомним, что в соответствии с действующей редакцией ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специализированная организация может быть привлечена только для проведения конкурса или аукциона.
- При закупках в соответствии с ч.ч. 4 — 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в извещение нужно будет включать указание на соответствующую часть этой статьи
Об этом сказано в п. 3 ст. 42 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ). Кроме того, при закупках в соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных нормах.
- Лоты останутся только в конкурсах в неэлектронной форме и закрытых аукционах
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) лоты могут выделяться при конкурентных закупках (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур).
При этом в силу ч. 29 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля, Правительство РФ вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
- Правительство сможет определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта
Такое право ему предоставлено ч. 29 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля.
- Появится еще одно единое требование к участникам закупки
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) таким единым требованием является отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
- В контракт должно будет включаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта
В п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) указано, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с налоговым законодательством такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
По этому вопросу смотрите также материал, подготовленный экспертами компании «Гарант».
- Изменить количество товара, объем работ, услуг можно будет при подписании контракта, заключаемого по итогам запроса предложений
Часть 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) дополнена положениями о запросе предложений. Таким образом, исправлена ошибка юридической техники.
Напомним, что в силу п. 4 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ документация о запросе предложений должна содержать информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта. Однако ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в настоящее время указывает, что изменить такие условия при подписании контракта можно только в том случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе.
- Правительство может установить минимальный размер НМЦК, с учетом значения которого определяются случаи банковского сопровождения контрактов для региональных и муниципальных нужд
Такое право Правительству РФ предоставлено ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ).
- Открытый конкурс и открытый конкурс в электронной форме с 1 июля
Открытый конкурс не в электронной форме
В положениях Закона N 44-ФЗ об открытом конкурсе изменится следующее:
— в извещение вносится информация о том, что закупка осуществляется по гособоронзаказу;
— в заявке любого участника закупки, а не только юридического лица, должен указываться почтовый адрес;
— при отсутствии в заявке документов (их копий), предусмотренных нормативными актами об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг, и при закупке товаров, работ, услуг, на которые эти нормативные акты распространяются, заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг. Отклонять заявку по причине отсутствия в ней названных документов (их копий) будет неправомерно;
— наименование страны происхождения товара нужно включать в заявку только в случае установления заказчиком в извещении и документации условий, запретов, ограничений допуска иностранных товаров в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ;
— документы, подтверждающие обеспечение заявки, не предоставляются в составе заявки казенным учреждением;
— на конверте с заявкой нужно указывать наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка;
— к протоколу рассмотрения и оценки заявок (рассмотрения единственной заявки) не нужно прилагать информацию о предложении участников в отношении объекта закупки.
Открытый конкурс в электронной форме
Закон N 44-ФЗ будет дополнен ст.ст. 54.1 — 54.7, 55.1, 56.1 и 57.1, 83.2, в соответствии с которыми в том числе:
— заявка состоит из 2 частей и предложения участника о цене контракта. Заявка направляется в электронной форме оператору электронной площадки (далее — оператор) в форме 3 электронных документов, которые подаются одновременно. Первая часть заявки содержит согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги либо предложение участника о характеристиках объекта закупки. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике (в том числе о соответствии его требованиям к участникам), а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства, и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг;
— извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок. Указанная дата не может приходиться на нерабочий день. В извещении указывается та же информация, что и в извещении о проведении «обычного» открытого конкурса, а также адрес электронной площадки в сети «Интернет», дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок; дата подачи окончательных предложений о цене контракта; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок;
— документация размещается в ЕИС одновременно с извещением. В документации указывается та же информация, что и в документации о проведении «обычного» открытого конкурса. Также к документации прикладывается проект контракта;
— внести изменения в извещение и документацию можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. При этом нельзя изменять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок;
— любой участник, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить не более 3 запросов о разъяснении положений документации в отношении 1 документации. Запросы направляются в электронной форме через электронную площадку ее оператору, который передает их заказчику. Заказчик должен разместить в ЕИС разъяснения документации, но только в случае, если запрос к нему поступил не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
— заявку может подать лицо, зарегистрированное в ЕИС и аккредитованное на электронной площадке;
— получив заявку, оператор присваивает ей идентификационный номер и либо возвращает ее участнику с указанием причин возврата, либо направляет первую часть заявки заказчику;
— комиссия рассматривает первые части заявки. По результатам принимается решение о допуске участника к участию в конкурсе и признании его участником конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе. Решение комиссии оформляется протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок, к которому прилагается информация о характеристиках объекта закупки (при наличии такой информации). Протокол направляется оператору;
— получив протокол, оператор направляет каждому участнику информацию о решении, принятом в отношении его заявки, о наименьшей цене контракта, о дате и времени начала проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, о наличии предложений о поставке российских товаров (работ, услуг), если были установлены запреты, ограничения и условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ;
— далее в указанный в извещении день на электронной площадке проводится подача окончательных предложений. Каждый участник может подать только 1 окончательное предложение о цене контракта. Это предложение должно быть ниже, чем предложенное в заявке. Если участник предложение не подал, то окончательным признается предложение о цене из заявки. Результат подачи окончательных предложений оформляется протоколом, который формирует оператор;
— после этого оператор направляет заказчику вторые части заявок. Комиссия заказчика рассматривает эти части заявок и признает заявки участников соответствующими или не соответствующими документации. Далее вторые части заявок, признанных соответствующими, оцениваются для выявления победителя конкурса. Решение комиссии оформляется протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок, который направляется оператору. Оператор размещает в ЕИС и на электронной площадке этот протокол, а также протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок. Кроме того, оператор направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений;
— после получения от оператора протокола подачи окончательных предложений комиссия заказчика присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий. Заявке с самыми лучшими условиями исполнения контракта присваивается первый номер. Участник, заявке которого присвоен первый номер, признается победителем конкурса. Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе подведения итогов конкурса, который размещается заказчиком в ЕИС и направляется оператору;
— после опубликования протокола подведения итогов конкурса любой его участник, кроме победителя, вправе отозвать свою заявку;
— в течение 5 дней с даты размещения оператором в ЕИС протокола подведения итогов конкурса заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, включающий информацию о цене и товаре, работе, услуге из заявки победителя. Далее победитель в течение 5 дней должен разместить на электронной площадке либо подписанный проект контракта, либо протокол разногласий. При этом протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке в отношении одного контракта только 1 раз. Если протокол разногласий не размещался, заказчик в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт. Если же протокол разногласий размещался, то заказчик размещает либо доработанный по результатам рассмотрения протокола разногласий проект контракта, либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа доработать проект. Повторно размещенный заказчиком проект контракта победитель обязан подписать и разместить на электронной площадке в течение 3 рабочих дней. Далее у заказчика также есть срок в 3 рабочих дня для подписания контракта и размещения его в ЕИС и на электронной площадке. Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС заказчиком протокола подведения итогов конкурса.
- Электронный аукцион с 1 июля
В положениях Закона N 44-ФЗ об электронном аукционе (далее — аукцион) изменится следующее:
— в аукционе нельзя будет выделять лоты;
— в извещение вносится информация о том, что закупка осуществляется по гособоронзаказу;
— изменится содержание первой части заявки. Так, первая часть заявки во всех случаях должна содержать согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. При закупке товара или при закупке работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар в заявке также должны быть указаны:
1) конкретные показатели товара, соответствующие документации (если в документации отсутствует указание на ТЗ или участник предлагает товар, обозначенный ТЗ, отличным от указанного в документации),
2) наименование страны происхождения товара (если в извещении и документации в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ установлены условия, запреты, ограничения допуска к закупке иностранных товаров);
— во второй части заявки всем участникам (и юридическим, и физическим лицам) нужно указывать свой почтовый адрес;
— при отсутствии во второй части заявки документов (их копий), предусмотренных нормативными актами об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг, и при закупке товаров, работ, услуг, на которые эти нормативные акты распространяются, заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг. Признать заявку не соответствующей требованиям документации по причине отсутствия в ней названных документов (их копий) нельзя, за исключением случая, когда установлен запрет;
— если НМЦК не превышает 3 млн рублей, срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать 1 рабочий день с даты окончания срока подачи заявок;
— в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, который оформляется по результатам рассмотрения первых частей заявок, нужно указывать информацию о наличии предложений о поставке иностранных товаров, работ, услуг, если заказчиком в документации установлены условия, запреты, ограничения допуска в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ;
— сведения о наличии среди предложений участников предложений о поставке товаров российского происхождения, если документацией установлены условия, запреты, ограничения допуска в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ,направляются оператором участникам вместе с уведомлением о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, в течение часа с момента поступления оператору указанного выше протокола;
— «шаг аукциона» должен будет составлять не менее чем 100 рублей;
— по результатам рассмотрения вторых частей заявок заявка может быть признана не соответствующей документации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг;
— по результатам рассмотрения вторых частей заявок заявка не может быть признана не соответствующей документации, если во второй ее части отсутствуют документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ, предоставляемых учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов;
— в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, включающий информацию о цене и товаре из заявки победителя. Далее победитель в течение 5 дней должен разместить на электронной площадке либо подписанный проект контракта, либо протокол разногласий. При этом протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке в отношении одного контракта только 1 раз. Если протокол разногласий не размещался, заказчик в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт. Если же протокол разногласий размещался, то заказчик размещает либо доработанный по результатам рассмотрения протокола разногласий проект контракта, либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа доработать проект. Повторно размещенный заказчиком проект контракта победитель обязан подписать и разместить на электронной площадке в течение 3 рабочих дней. Далее у заказчика также есть срок в 3 рабочих дня для подписания контракта и размещения его в ЕИС и на электронной площадке. Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС заказчиком протокола подведения итогов аукциона.
- Запрос котировок и запрос котировок в электронной форме с 1 июля
Запрос котировок не в электронной форме
В положениях Закона N 44-ФЗ о запросе котировок изменится следующее:
— в извещение о проведении запроса котировок вносится информация об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, а также о том, что закупка осуществляется по гособоронзаказу;
— в заявке необходимо указывать почтовый адрес участника;
— при закупке на поставку товара в заявке необходимо указывать не только предложение о цене контракта, но и предложение о цене каждого наименования поставляемого товара;
— при отсутствии в заявке документов (их копий), предусмотренных нормативными актами об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг, и при закупке товаров, работ, услуг, на которые эти нормативные акты распространяются, заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг. Отклонять заявку по причине отсутствия в ней названных документов (их копий) будет неправомерно;
— заявка должна содержать декларацию о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Запрос котировок в электронной форме
Положения Закона N 44-ФЗ будут дополнены ст.ст. 82.1 — 82.6, 83.2, в соответствии с которыми в том числе:
— извещение размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок;
— в извещении указывается вся та информация, которая должна быть указана в извещении о проведении «обычного» запроса котировок. Помимо этого, в извещении необходимо указать адрес электронной площадки в сети «Интернет» и сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с ч.ч. 8 — 25 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
— подача заявок осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка направляется оператору электронной площадки (далее — оператор), который либо присваивает ей идентификационный номер, либо возвращает ее участнику при наличии на это оснований. Одним из оснований является подача заявки, не содержащей предложение о цене контракта или содержащей предложение о цене контракта, превышающей НМЦК или равной нулю. В течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок оператор направляет заявки заказчику;
— котировочная комиссия рассматривает заявки в течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок. По результатам рассмотрения принимается решение о признании заявок соответствующими или не соответствующими требованиям извещения. Заявки, признанные не соответствующими, отклоняются. Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе рассмотрения заявок, который в этот же день направляется оператору;
— получив протокол, оператор присваивает каждой неотклоненной заявке порядковый номер по мере увеличения предложенной цены контракта. Победителем признается участник, подавший заявку с самой низкой ценой, которой в протоколе присвоен первый порядковый номер (т. е. которая поступила ранее других заявок с аналогичной ценой). Информация о порядковых номерах заявок, о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй номер, вносится оператором в полученный от заказчика протокол рассмотрения заявок. Далее оператор формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и размещает его в ЕИС и на электронной площадке в течение 1 часа с момента получения от заказчика протокола рассмотрения заявок;
— в течение 5 дней с даты размещения оператором в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, включающий информацию о цене и товаре, работе, услуге из заявки победителя. Далее победитель в течение 5 дней должен разместить на электронной площадке либо подписанный проект контракта, либо протокол разногласий. При этом протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке в отношении одного контракта только 1 раз. Если протокол разногласий не размещался, заказчик в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт. Если же протокол разногласий размещался, то заказчик размещает либо доработанный по результатам рассмотрения протокола разногласий проект контракта, либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа доработать проект. Повторно размещенный заказчиком проект контракта победитель обязан подписать и разместить на электронной площадке в течение 3 рабочих дней. Далее у заказчика также есть срок в 3 рабочих дня для подписания контракта и размещения его в ЕИС и на электронной площадке.
— контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС оператором протокола рассмотрения и оценки заявок.
- Запрос предложений и запрос предложений в электронной форме с 1 июля
Запрос предложений не в электронной форме
В положениях Закона N 44-ФЗ о запросе предложений изменится следующее:
— исключены нормы о проведении запроса предложений в случае признания несостоявшимся электронного аукциона, т. к. в этом случае с 1 июля будет проводиться запрос предложений в электронной форме;
— в извещение вносится информация об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, а также о том, что закупка осуществляется по гособоронзаказу;
— участники запроса предложений отстраняются, их заявки не оцениваются в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ об условиях, запретах и ограничениях допуска иностранных товаров, работ, услуг к закупкам;
— не подлежит отстранению участник в связи с отсутствием в его заявке документов, подтверждающих право такого участника на получение преимуществ, предоставляемых учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов;
— не подлежит отстранению участник в связи с отсутствием в его заявке документов (их копий), предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет допуска к закупкам;
— информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке и являющиеся критерием оценки заявок, объявляются при вскрытии конвертов и вносятся в протокол проведения запроса предложений;
— окончательное предложение участника, содержащее условия исполнения контракта, не может ухудшать условия, содержащиеся в поданной этим участником заявке. При несоблюдении участником данного требования окончательное предложение такого участника отклоняется и окончательным предложением считается предложение, первоначально поданное таким участником.
Запрос предложений в электронной форме
Положения Закона N 44-ФЗ будут дополнены ст.ст. 83.1, 83.2, в соответствии с которыми в том числе:
— извещение размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса;
— в извещении указывается вся та информация, которая должна быть указана в извещении о проведении «обычного» запроса предложений. Помимо этого, в извещении необходимо указать адрес электронной площадки в сети «Интернет»;
— наряду с размещением извещения заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным исполнить контракт;
— одновременно с размещением извещения заказчик размещает в ЕИС документацию;
— в документации указывается вся та информация, которая должна быть указана в документации о проведении «обычного» запроса предложений. К документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой ее частью. Документация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы;
— с момента размещения в ЕИС извещения заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение и документацию;
— для участия в запросе предложений участники подают заявки до даты и времени окончания срока их подачи. Заявки направляются оператору электронной площадки (далее — оператор). Каждый участник может подать только 1 заявку. Заявку можно отозвать, направив уведомление оператору не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок;
— в заявке указывается информация, предусмотренная ч. 9 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. Напомним, что в Законе N 44-ФЗ не существует нормы, регулирующей содержание заявки на участие в «обычном» запросе предложений;
— получив заявку, оператор присваивает ей идентификационный номер и либо возвращает ее участнику с указанием причин возврата в течение часа после получения, либо направляет ее заказчику не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок;
— участники, не соответствующие требованиям извещения и (или) документации, или предоставившие недостоверную информацию, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ об условиях, запретах и ограничениях допуска к закупкам иностранных товаров, работ, услуг, отстраняются комиссией по рассмотрению заявок и окончательных предложений, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений;
— далее оставшиеся заявки оцениваются комиссией по рассмотрению заявок на основании критериев, указанных в документации, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений. В протокол включаются информация о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке;
— не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки заявок заказчик размещает в ЕИС выписку из протокола проведения запроса предложений, содержащую перечень отстраненных от участия в нем участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке, без указания участника, который направил такую заявку;
— далее в течение рабочего дня с момента размещения названной выписки все участники вправе направить по окончательному предложению. При этом окончательное предложение участника, содержащее условия исполнения контракта, не может ухудшать условия, содержащиеся в поданной им заявке. При несоблюдении данного требования окончательное предложение отклоняется и окончательным предложением считается предложение из заявки. Если участник не направил окончательное предложение, то таким предложением также считается его предложение из заявки;
— рассмотрение окончательных предложений осуществляется на следующий рабочий день после даты окончания срока для их направленияю Результаты рассмотрения фиксируются в итоговом протоколе;
— выигравшим окончательным предложением является предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в документации, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим предложением признается то, которое поступило раньше;
— итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений в электронной форме размещаются заказчиком в ЕИС и на электронной площадке в день подписания итогового протокола;
— в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, включающий информацию о цене и товаре, работе, услуге из заявки победителя. Далее победитель в течение 5 дней должен разместить на электронной площадке либо подписанный проект контракта, либо протокол разногласий. При этом протокол разногласий может быть размещен на электронной площадке в отношении одного контракта только 1 раз. Если протокол разногласий не размещался, заказчик в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт. Если же протокол разногласий размещался, то заказчик размещает либо доработанный по результатам рассмотрения протокола разногласий проект контракта, либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа доработать проект. Повторно размещенный заказчиком проект контракта победитель обязан подписать и разместить на электронной площадке в течение 3 рабочих дней. Далее у заказчика также есть срок в 3 рабочих дня для подписания контракта и размещения его в ЕИС и на электронной площадке;
— контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС заказчиком итогового протокола.