Рассмотрение некоторых вопросов для специалиста по закупкам
Вопрос: Заказчиком проведен электронный аукцион, по результатам которого образовалась экономия в сумме двадцать тысяч рублей. Можно ли использовать экономию, полученную по результатам проведения электронного аукциона, на новую закупку у единственного поставщика? Нужно ли вносить изменения в план закупок и план-график в связи с образовавшейся экономией?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае заказчик может использовать полученную экономию на закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо конкурентным способом. При этом заказчику следует внести соответствующие изменения в план-график и план закупок.
Обоснование вывода:
Как следует из положений ч.ч. 1, 2, 4 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), в план закупок включается информация о закупках, планируемых заказчиком к осуществлению в течение срока, на который составляется этот план. План-график формируется в соответствии с планом закупок, содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок (ч.ч. 1, 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Случаи, когда в планы закупок для обеспечения муниципальных нужд вносятся изменения, предусмотрены ч. 6 ст. 17 Закона N 44-ФЗ и п. 8 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043, далее — Требования к планам закупок).
Одним из оснований, по которым в утвержденные планы закупок в случае необходимости вносятся изменения, является использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупок (п. 5 ч. 6 ст. 17 Закона N 44-ФЗ, пп. «д» п. 8Требований к планам закупок).
Согласно ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554, далее — Требования к плану-графику) план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в иных случаях, перечисленных в этих нормах.
В соответствии с пп. «г» п. 10 Требований к плану-графику одним из случаев внесения изменений в план-график является образовавшаяся экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством РФ. Как видим, применительно к плану-графику закупок законодательство называет основанием внесения изменений в этот документ не использование экономии при осуществлении закупок, а образовавшуюся экономию от использования бюджетных ассигнований.
Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 11 Требований к плану-графику внесение изменений в этот документ по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении контрагента (за исключением отдельных случаев), а в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения или направление приглашения принять участие в определении контрагента, — до даты заключения контракта. Каких-либо других сроков внесения изменений в план-график законодательство не содержит.
При этом п. 3 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554) установлено, что в случае внесения изменений в план-график в связи с образовавшейся экономией от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований (пп. «г» п. 10 Требований к плану-графику) заказчики по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) уточняют информацию в графе «Планируемые платежи» в соответствии с условиями заключенного контракта. Отдельного срока для внесения этих изменений не установлено.
Таким образом, во всех случаях изменения в сведения плана-графика об объекте закупки вносятся в отношении планируемой, а не уже осуществленной закупки. Однако для случая, предусмотренного пп. «г» п. 10 Требований к плану-графику, предусмотрено отдельное правило, обязывающее дополнительно изменять и сведения об уже осуществленной закупке в графе «Планируемые платежи». Поскольку иного не предусмотрено, все названные изменения должны быть внесены в план-график в сроки, установленные п. 11 Требований к плану-графику.
Из сказанного следует, что на основании пп. «г» п. 10 Требований к плану-графику изменять план-график нужно только в случае, если за счет образовавшейся в результате осуществления закупок экономии планируется осуществить новую закупку. Если же новую закупку заказчик осуществлять не планирует, то и срок внесения изменений в план-график не наступает. Соответственно, экономия, полученная от снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) по результатам проведения электронного аукциона, может повлиять на показатели плана-графика и плана закупок только в случае, если за счет средств этой экономии будут осуществляться новые закупки.
Отметим, что в письме Минэкономразвития России от 29.11.2016 N Д28и-3256 разъяснено, что НМЦК в планах закупок и планах графиках не изменяются в случае осуществления новой закупки за счет экономии, полученной в ходе проведенных закупок. Очевидно, что и в том случае, когда новую закупку за счет экономии осуществлять не планируется, НМЦК, относящиеся к уже осуществленным закупкам, изменению не подлежат (смотрите также разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757).
Как отмечается в письме Минэкономразвития России от 24.03.2016 N Д28и-845, в случае, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией в порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, принятом в соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ и Требованиями к плану-графику, не установлено иных случаев внесения изменений, кроме указанных в пп.пп. «а»-«ж» п. 10 Требований к плану-графику, изменения вносятся только в случаях, указанных в данных подпунктах.
В рассматриваемой ситуации сумму образовавшейся экономии заказчик вправе использовать на осуществление новой закупки как у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ввиду небольшой суммы экономии), так и конкурентным способом в соответствии со ст. 24 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчику необходимо будет внести изменения в план закупок и план-график.
Вопрос: Обязан ли заказчик привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.»
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 94 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48, 50 — 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В число этих пунктов так и не были включены пункты 25.1 — 25.3:
25.1) признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 — 3.1 статьи 71 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
25.2) признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
25.3) признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
Следовательно, с 01 июля 2018 года, осуществляя закупки в соответствии с пунктами 25.1 — 25.3. заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.»